«Эксперт Сибирь»

Интервью генерального директора Омского НПЗ Олега Белявского журналу «Эксперт Сибирь»

В «нефтяную эру» первыми в начале ХХ века вошли американцы. С тех пор они считаются законодателями технологий по переработке самого востребованного на планете сырья. Стоит отметить, что на бакинских нефтепромыслах в России появилась собственная энергетическая индустрия, мало в чем уступающая в развитии США. Однако впоследствии лидирующие позиции России были надолго утрачены. Генеральный директор ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» Олег Белявский уверенно говорит о том, что именно сейчас российская нефтяная отрасль вновь становится одной из самых передовых в мире.

- Дистанция, разделяющая нас с мировыми лидерами, резко сокращается. Все российских нефтяные компании реализуют программы модернизации нефтеперерабатывающих активов, направляют на это серьезные инвестиции. Для технического перевооружения нашего предприятия выбираются передовые и лучшие на настоящий момент технологии и оборудование. В зависимости от требуемых параметров технологического процесса мы используем как российское, так и импортное оборудование. Однако все больше и больше приобретаем оборудование отечественного производства - российские печи, реакторы, колонны, емкостное оборудование ни в чем не уступают импортным аналогам. Например, в Волгограде производится насосное оборудование, соответствующее мировому уровню. Хотелось бы, чтобы российское машиностроение развивалось еще более быстрыми темпами и могло обеспечить нефтеперерабатывающие предприятия современным оборудованием уже сейчас, а не в отдаленной перспективе.

Конечно, есть у нас и собственные, омские технологические разработки. Например, сотрудники Омского НПЗ совместно с учеными Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук разработали уникальный катализатор крекинга (крекинг – высокотемпературный процесс переработки нефтяных фракций). Продукт инновационный. Полное название: бицеолитный катализатор крекинга марки М. Содержит в два раза меньше дорогостоящих редкоземельных элементов, что позволят не только сделать производство намного дешевле, но и значительно увеличить с его помощью объемы выпуска топлива, улучшить октановые характеристики продукции, снизить содержание серы в бензинах. Наш катализатор протестирован в независимой исследовательском центре CPERI в Греции и соответствует лучшим мировым маркам. На катализатор оформлен патент. Работа проведена в рамках программы импортозамещения. «Газпромнефть-Омский НПЗ» пока единственное предприятие в России, развернувшее у себя такое производство. Теперь мы готовы поставлять продукт всем отечественным нефтеперерабатывающим заводам. В нынешней политической ситуации, тема оказалась очень актуальной. В 2014 году началась поставка катализатора на Московский нефтезавод. Уже есть обращения и от других компаний.

- Во всем мире принято судить об эффективности предприятия по глубине переработки нефти. Что у Омского НПЗ по этому показателю?

- В прошлом году у нас глубина переработки составила 91,03%. Для сравнения: средняя глубина переработки в России - 72%. Лучшие мировые показатели - 96%. Программа модернизации «Газпромнефть-ОНПЗ», рассчитанная до 2025 года, выведет нас на показатель 95-96%. Что касается объемов производства, то у Омского НПЗ установленная мощность переработки 21,4 млн. тонн в год. В прошлом году мы переработали 20,2 млн. т. В 2014 году эти показатели должны вырасти. Для этого есть все предпосылки.

- Говорить о качестве, мы нередко сравниваем Россию с Европой, где на заправочных колонках обычно три пистолета: дизель, бензин и очень хороший бензин. У компании «Газпром нефть» есть нефтеперерабатывающий завод в Сербии и сеть АЗС в Евросоюзе под логотипом «Газпром», где также только три основных топливных рукава. А когда так же будет на российских заправках?

- У нас все уже именно так. На АЗС «Газпром нефть» реализуется дизельное топливо, автомобильный бензин и топливо с улучшенными характеристиками «G-Drive». Могу с уверенностью отметить, что АИ-92, АИ-95, АИ-98 - это все бензин улучшенного класса. Топливо Омского НПЗ, которое расходится почти по всей Сибири, - одно из лучших на рынке. Точно такой же бензин поставляется на зарубежные АЗС. Не секрет, что в России еще допускается производить топливо 3-го экологического класса. Но уже в 2016 года, согласно требованиям Техрегламенте, утвержденного решением комиссии Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу» будет возможно производство исключительно только топлива Евро-5. Соответственно через два года на всех российских АЗС будет все точно так же, как в Европе. Крупные российские компании работают над улучшением качества продукции. Но мы отличаемся тем, что выполняем решения правительства со значительным опережением. В 2012 году уже ввели в эксплуатацию две установки гидроочистки, благодаря которым Омский НПЗ стал выпускать бензин пятого экологического класса почти на три года раньше, чем предписано в Техрегламенте.

- С чем связана такая оперативность?

- Для нас в этом есть экономическая целесообразность. Сейчас акцизы на топливо 5-го класса ниже, чем на топливо третьего и четвертого класса. Тем самым Правительство России стимулирует нефтепереработчиков быстрее инвестировать в модернизацию предприятий. Что собственно «Газпром нефть» и сделала.

- В новом техническом регламенте серьезно ужесточаются экологические требования к предприятиям, требующие от последних значительных дополнительных расходов. Способствует ли введение новых требований развитию конкуренции в отрасли?

- По-другому и быть не может, если вы рассматриваете свой бизнес как социально-ответственный в самом широком смысле этого слова. Вопросы экологии в этом плане не исключение, а одни из ключевых. Как я говорил, мы внедряем только лучшее, что есть на рынке. И, как следствие, только за последние четыре года выбросы ОНПЗ в атмосферу сократились на 30 процентов, хотя объем переработки увеличился на 30 процентов. Экологические нормативы сейчас год от года ужесточаются, и мы им четко соответствуем. Красноречивый пример: территорию нефтезавода облюбовали для обитания перепелки, дрозды. К виду пробегающих зайцев, белок и лисиц наши сотрудники уже стали привыкать как к обычному фону. А ведь в современном мегаполисе основным источником загрязнения являются не промышленные предприятия, а транспорт. Наше высококлассное топливо, сгорая в двигателях, минимально влияет на состояние окружающей среды. Вы же заметили, что в крупнейших европейских городах уже давно нет запахов сгоревшего бензина и задымленности. А мы, как уже говорилось, работаем и выпускаем продукцию ровно по таким же стандартам и требованиям. Теперь непосредственно отвечу на ваш вопрос. Благодаря высоким экологическим стандартам у нас становится меньше потерь. Повышая технологичность производства, мы снижаем потери нефтепродуктов, а значит сохраняем ресурсы, также занимаемся энергосбережением. Все это повышает нашу конкурентоспособность.

- Как еще Омский НПЗ добивается конкурентоспособности на топливном рынке?

- Я часто сотрудникам повторяю, что главное в нашей работе – эффективность. Пока Омский НПЗ эффективен, мы конкурентоспособны. У нас очень высокий показатель производительности труда. Есть потенциал коллектива, есть потенциал завода, и мы его постоянно наращиваем. Внедряем улучшения, предложенные сотрудниками. Экономический эффект от них только в прошлом году составил более четырех миллионов рублей.

- Какие задачи предстоит выполнить коллективу предприятия в ближайшее время?

- На ближайший период, как всегда, грандиозные планы. Это текущий ремонт. Это работа над установкой первичной переработки нефти, ввод которой позволит к 2016 году вывести шесть устаревших объектов. В сентябре будет пущена эстакада слива газового конденсата. Все идет в плановом режиме. В 2014 году документация по всем разрабатываемым проектам будет передана на государственную экспертизу. Кроме того, ведется работа по модернизации нескольких установок. Израильской компанией «Лудан» разработан проект по полной модернизации очистных сооружений. Сейчас у нас стоки дочищаются на «Водоканале», но после внедрения этой технологии все станем очищать у себя и пускать воду по замкнутому циклу. Серьезная сложная работа. Порядка 70 инвестиционных проектов реализуется на предприятии, причем одновременно.

- В среде российских нефтепереработчиков есть устойчивое мнение, что в Омске самые высококлассные специалисты. Связано это с тем, что первый директор ОНПЗ был бакинец Александр Моисеевич Малунцев. Он привез в Сибирь лучшие традиции нефтепереработки. Сформировалась омская школа нефтепереработки. У вас часто переманивают людей в другие компании?

- Действительно, первым директором нефтезавода была сформированная команда, заложена традиция ответственного отношения к делу. В нефтепереработке это очень важно. Со временем что-то добавлялось, но базовые принципы подхода к работе остаются и по сей день. У нас люди работают поколениями и очень преданы своему делу. Любят завод. Любят город. Вот эта любовь и создает ту саму атмосферу, которая выгодно выделяет именно наше предприятие. Кроме того, Омскому нефтезаводу всегда очень везло на сильных руководителей. Выходцев из нашего предприятия сейчас можно встретить во многих организациях нефтехимической отрасли России, зачастую на очень высоких должностях. Людей у нас переманивают периодически, скрывать не стану. Борьба за кадры в отрасли сейчас очень жесткая. Однако с теми, кто переходит в другие компании, у нас остаются теплые отношения. Они с собой уносят ту самую культуру, традиции, которые в конечном счете работают на развитие всей российской нефтепереработки. 

Возврат к списку